rodich2007 (rodich2007) wrote,
rodich2007
rodich2007

Category:

Золотых дел мастер - Иосиф Маршак

focus-sur-bijoux-catalogue-1913-e1326803103275 (695x391, 128Kb)

Эстеты и ценители красоты имя Маршак связывают в первую очередь не с литературой, а с ювелирным искусством.

Детский писатель Самуил Маршак, конечно, достиг большой известности, но вряд ли смог затмить славу своего двоюродного дяди – Иосифа, которого называли киевским Картье. Основанный им в 1878 году в Киеве ювелирный дом «Маршак» делал украшения для самых знатных персон России конца XIX в., а по случаю празднования 300-летия Дома Романовых выполнял заказы на официальные дары государю Николаю II.

Революция 1917 года заставила семью знаменитого ювелира уехать за границу, процветающая фабрика в Киеве была национализирована, и история фирмы продолжилась в Париже. И до недавнего времени изделиями марки «Маршак» можно было полюбоваться только там или на международных выставках. Но теперь это можно сделать в Петербурге и Москве. Впрочем, и в Киеве, возможно, вскоре услышат о возвращении на родину легендарного соотечественника – в образе его роскошных изделий, разумеется.

Как все начиналось

Покинув в 14 лет родную деревню Игнатовка, чтобы получить образование ювелира, юный Иосиф Маршак обустраивается в бедном квартале Киева – на Подоле. Когда ему не хватает 100 рублей из приданого молодой жены для того, чтобы купить золото на свое первое изделие, он закладывает единственный костюм. А через год вместе с семьей уже переезжает на Крещатик, в пятикомнатную квартиру – настолько хорошо идут его дела.

В 1885 году в мастерской Маршака работают уже более двадцати человек. Заказы множатся, Иосиф путешествует, выставляет свои произведения в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и неустанно продолжает создавать новые модели… Это время – золотой век русско-французских отношений, и во время поездок в Париж и по Европе Иосиф буквально впитывает в себя всю информацию об искусстве и предметах роскоши. Каждый раз, возвращаясь, он вкладывает полученные знания в развитие своего дела, внедряет новые технологии на практике. И вскоре изделия Маршака завоевывают медаль на Всемирной выставке в Чикаго, а затем и в Антверпене.

В 1899 году пожар приносит огромные убытки его мастерской, но он не только возрождает производство, но реконструирует и увеличивает свои помещения, устанавливает самое современное оборудование и применяет очень прогрессивные для той эпохи технологии разделения труда.

Иосиф Маршак был первым предпринимателем, который доверил филигранный труд ювелира женщинам, выполнявшим кропотливую ручную работу по изготовлению тоненьких цепочек и шлифовке изделий.

На предприятии Маршака использовался и детский труд (рабочий день для несовершеннолетних заканчивался на три часа раньше, чтобы дети могли посещать школу). Немало земляков обращалось к Маршаку с просьбой «взять в науку» сына или дочку. За время работы фирма вывела в люди более 300 учеников. Фабрика была практической школой для молодых ювелиров.

Иосиф Маршак становится одним из самых знаменитых ювелиров русской империи, неоспоримым соперником самого Фаберже – кстати, несмотря на жестокую конкуренцию, они очень дружили.

Украшение по цене поместья

Ювелирный дом Иосифа Маршака славился качественными и уникальными изделиями. Так, к приезду Николая Второго в Киев в 1913 году мастерские знаменитого ювелира выполнили множество заказов от киевской знати и купечества. И среди подарков государю по случаю празднования 300-летия дома Романовых выделялась серебряная модель Педагогического музея, открытие которого было приурочено к приезду Николая Второго. Миниатюра, сделанная ювелирами Маршака, в точности повторяла сложную декоративную архитектуру настоящего здания.

А на выставке в Киеве в 1897 году фурор произвела серебряная модель парохода «Держава» с каютами, фонарями, трубами, спасательными шлюпками, работающими лопастями двигателя и спускающимся- поднимающимся якорем.  

Стоимость же некоторых украшений, изготовленных в мастерских Маршака, достигала цены поместий – например, колье из 5 ниток (415 жемчужин с граненым изумрудом, окруженным бриллиантиками) стоило 8000 рублей. Трудно представить, сколько бы стоили эти украшения сегодня.

Второе и третье рождение

В июле 1918 года Иосиф Маршак составляет завещание, в котором распределил капитал между своими детьми, назначает выплаты помощи мастерам и служащим, выделяет средства для содержания школы и училища при фабрике, он даже позаботился о приданом для девушек, которые работали на фирме. Но это завещание так и осталось невыполненным. Фабрику национализировали, а большинство драгоценностей переплавили…

Во время революции многие покидают Россию, иммигрируя в Европу, в их числе и семья Маршака, уносящая под своими одеждами остатки творений Иосифа. Их принимает один из пяти его сыновей, Иохим, обосновавшийся уже в то время в Париже.

Два других сына Маршака, Александр и Владимир, работавшие вместе с отцом, после его смерти пытаются продолжить дело за границей, однако фабрику возродить не получается, удается только открыть магазин в Париже.

…20-е годы, люди возвращаются с фронта, и несмотря на тяжелые времена и высокие цены, они хотят праздника.

В Париже процветают джаз, фотография, воздушные платья и всевозможные подделки а-ля шик. Оказавшись в этой феерической атмосфере, Александр Маршак открывает ювелирный салон на престижной улице Де ля Пэ (rue de la Paix), рядом с шикарной Вандомской площадью и отелем «Ритц». В этом дорогом квартале уже располагаются такие известные кутюрье, как Worth, Doucet, парфюмер Guerlain, многие мастера ювелирного искусства – Mellerio, Vever, Cartier, Van Cleef; а также здесь находятся бутики перчаток, рубашек, шляп. И салон Маршака быстро приобретает известность среди богатых иностранцев.

Унаследовав секреты мастерства своего отца Иосифа, Александр создает уникальные вещи в духе своего времени, смешивая идеи Палеха и современные, чисто геометрические формы. Броши в форме птиц, цветков, разноцветные веера, длинные висячие серьги – в этих изделиях Маршака слышны мотивы, навеянные музыкой великого Стравинского и дягилевскими балетными сезонами. Верность своим истокам, оригинальность и высокое качество его изделий даруют Александру особое место в мире высокого парижского ювелирного искусства. Его популярность растет, и он завоевывает многочисленные награды на салоне «Арт-деко» в 1925 году.

Но Вторая мировая война ставит новую, уже вторую точку в развитии дома, и многим кажется, что он уже не возродится. Однако сразу после войны Александр Маршак приглашает к сотрудничеству талантливого художника Александра Диринжера, а позже к Дому Маршака присоединяется Жак Верже.

Родом из семьи ювелиров-часовщиков, страстный поклонник ювелирного мастерства и настоящий профессионал, Жак Верже обладает особым чутьем – способностью из тысячи рисунков точно узнать оригинал и указать на самое креативное и многообещающее изделие… Он моментально втягивает в себя тогдашний парижский воздух и мгновенно чувствует царившие в то время дух и атмосферу.

Александр Маршак блестяще восстанавливает салон Маршака в Париже, и марка вновь процветает…

Покорение Америки и Африки

Молодые женщины из высшего американского общества 60-х годов обожают роскошь, моду, ювелирные изделия, в частности, камни и внушительные оправы. Жак Верже быстро это понимает и предлагает своей американской публике соответствующие изделия, шикарные и разноцветные: объемные кольца, напоминающие маленькие подушечки и усыпанные бриллиантами и сапфирами, рубиновые гроздья смородины, орнаменты из изумрудов в виде зеленой листвы… Каждое изделие, разумеется, уникально.

Смело сочетая стиль арт-деко с русскими традициями, Верже создает «изделия-предметы», поистине новаторские для своего времени: броши в форме грозди или кисти, бабочки или цветка… Он также возрождает производство настольных принадлежностей: шкатулок, украшений для стола, разрезных ножей для бумаги, луп…

Причем в изготовлении ювелирных изделий красота и эстетика ставятся на первое место и имеют большее значение, чем сама стоимость камня; оригинальность рисунка и мастерство исполнения играют большую роль, чем чистота самого бриллианта. Это совершенно новая «философия» ювелирного дела, и она приносит Дому Маршака огромный успех.

…В 1960-е годы Жак Верже встречает на своем пути правителя Марокко, Его Величество короля Хасана II. Образованный и утонченный человек, поклонник французской культуры, он разделит с художником любовь к прекрасным предметам и уникальным украшениям.

Иосиф Маршак был одним из любимых поставщиков императора Николая II, а Жак Верже сделает из дома одну из главных ювелирных мастерских Его Величества Хасана II, изготавливающую для него официальные и частные подарки – такие, к примеру, как ларец из нефрита, подаренный королем Марокко мадам де Голль…

Как с лица, так и с изнанки

В 1988 году салон Маршака закрывает свои двери для посетителей, но известность марки нисколько не уменьшается. Коллекционеры, профессионалы, поклонники марки всегда отслеживают ее появление на выставках и в залах продаж.

Несколько лет спустя доктор Маршак, внучатый племянник Александра, единственный со своим братом, носящий фамилию Маршак, начинает новое возрождение марки своего великого прадедушки. И вскоре эта идея целиком захватывает его, хотя она весьма далека от его профессии пластического хирурга.

Начинаются выставки, которые проходят с возрастающим успехом: в Базеле – в 2000 году, затем в Японии в 2002 году, в Вест-Палм-Бич в 2003 году, в Москве в 2004 году.

В настоящее время все изделия рисуются, обрабатываются и делаются полностью в Париже, где снова открыт салон Маршака. В основном это единственные экземпляры, пронумерованные специальным знаком. Повторяться могут не больше 5–10 предметов, причем цвет не дублируется никогда.

При изготовлении украшений, которые должны быть одинаково красивы как с лица, так и с изнанки, применяются старые, проверенные веками технологии – такие как «египетская масса».

Но самый главный принцип, который исповедуют оба дизайнера, работающие сегодня на фирме, – это сохранение уникального стиля Дома Маршака.

Поэтому большинство новых изделий представляют собой некие репродукции того, что уже было создано раньше. Однако это вовсе не копии, а современные вещи, в которых присутствуют не только идеи и дух марки, но и новые цветовые решения, и новаторские технологии… Так, к примеру, родилась серия «Облака Палеха» из 12 колец, созданная на сюжет сказки «12 месяцев» специально для российских клиентов. Кстати, уникальны не только сами кольца, но и шкатулочки для них, которые заказываются специально в Палехе.

Половина изделий, выпускаемых фирмой, делается на заказ. И с каждым клиентом работают кропотливо и дотошно, соблюдая заповедь отца-основателя Иосифа Маршака: ювелир, как бы он ни был знаменит, остается только поставщиком для клиента.

Кстати

В 1997 году в Киев приезжал Даниэль Маршак — внук славного ювелира, который хотел в Париже открыть семейный музей. Приехал в поисках хоть каких-нибудь изделий фабрики деда. Но, к сожалению, практически ничего не сохранилось. Только несколько подносов и столовых предметов из серебра можно увидеть в Музее драгоценностей и в Музее истории Украины в Киеве.

Ирина Орловская, "Вечерняя Москва"

4 (450x450, 42Kb)

в (628x588, 56Kb)

URQUOISE AND DIAMOND VINTAGE COCKTAIL RING (650x487, 78Kb)

subcollection882 (457x663, 102Kb)

marchakчc (623x589, 54Kb)

marchakчb (474x639, 43Kb)

marchak-wisteria-pin (446x600, 51Kb)

marchak-pend-bougie-quartz-rutil-3023952_0x440 (448x640, 37Kb)

marchak-butterfly (632x480, 83Kb)

MARCHAK-BRO-Pieuvre (640x480, 63Kb)

marchak-bro-licorne.jpeg-2483720_0x440 (686x515, 51Kb)

marchak-bro-isadora2.jpeg-3852203_0x440 (685x515, 81Kb)

MARCHAK-BRO-Herisson-noir (640x480, 59Kb)

marchak-bro-caresse-608955_0x440 (686x515, 87Kb)

marchakч (500x600, 83Kb)

marchak-bro-canard-4137230_0x440 (448x640, 47Kb)

MARCHAK-BO-Papillons (640x480, 49Kb)

marchak-bo-nautiles.jpeg-3595191_0x440 (686x515, 50Kb)

marchak-bo-incognito.jpeg-2909879_0x440 (448x640, 65Kb)

marchak--bag-galactica-d--tail-hd-2627417_0x440 (448x640, 58Kb)

MARCHAK-Bag-Arabesque (448x640, 44Kb)

MARCHAK-Bag&Brac-2 (448x640, 42Kb)

marchak_opal (529x700, 116Kb)

Marchak_clock (572x636, 120Kb)

25681 (667x685, 165Kb)

25682 (670x534, 93Kb)

BRO-Once-upon-a-time (689x595, 117Kb)

BRO-Tentation (678x603, 142Kb)

H0045-L19507393 (600x563, 65Kb)

H0045-L19507396 (600x599, 68Kb)

11087157-j2 (435x644, 114Kb)

11087157-j3 (650x432, 59Kb)

11087157-j5 (650x455, 103Kb)

11087157-j8 (527x696, 121Kb)

BRO-Flamboyant (690x468, 125Kb)

marchakjewelers1 (327x500, 39Kb)

Photo-de-Famille-MRK-e1326799457877-1024x267 (700x182, 40Kb)

marchakjewelers3 (422x600, 92Kb)

9 (450x574, 69Kb)


Tags: гордость нации, интересное, история
Subscribe
promo rodich2007 april 28, 2013 07:02 1
Buy for 10 tokens
Пока не занято
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments