rodich2007 (rodich2007) wrote,
rodich2007
rodich2007

Category:

Порча репинской картины

грозный (700x592, 61Kb)

10 февраля 1883 года в петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Успех ее был просто ошеломляющий. "Как написано, Боже, как написано! - восторгался репинским полотном И. Крамской. - В самом деле, вообразите, - тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын - сын, которого он убил!"

Но чуть ли не в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонирования картины, правда, административных мер И. Репину на этот раз удалось избежать. Зато они настигли его в Москве. В апреле 1885 года по представлению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева картина была снята с выставки. Купивший ее П.М. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. Но "Ивану Грозному и сыну его Ивану" предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет. Вот как это описывали российские газеты 1913 года.

Порча репинской картины.

      Сегодня (16(29). 01.1913 года) в городской художественной галерее имени братьев Третьяковых имел место акт дикого вандализма, совершенный сумасшедшим-маньяком. В 10 ½ час. утра один из посетителей галереи, неоднократно ее посещавший, изрезал знаменитую картину Репина - «Иоанн Грозный, убивающий своего сына», или как она названа по каталогу – «Иоанн Грозный и сын его Иван». Сумасшедший серповидным ножом садового типа сделал на картине три продольных разреза, от восьми до восьми с половиной вершков каждый. Так как лицо Грозного и его сына очень близко сходятся на картине, то один из порезов, пришедшийся именно в этом месте, испортил лица обеих фигур. Все это произошло меньше чем в пять секунд и очевидно, что предупредить это не было никакой возможности, хотя тут же стоял дежурный сторож, который немедленно обезоружил сумасшедшего. Показания служителей галереи о подробностях этого дикого поступка достаточно разноречивы, вероятно потому, что все слишком быстро произошло. Безумец, совершивший это бессмысленное преступление, оказался иконописцем Абрамом Абрамовичем Балашовым, 28 лет, хорошо известный администрации и служащим галереи. Он неоднократно бывал в Третьяковской галерее, смотрел картины, но никто не подозревал, что он человек ненормальный, так как он вел себя всегда скромно и вполне корректно. Пройдя несколько зал, он смотрел картину «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится картина Репина «Иоанн Грозный», вдруг с неистовым криком бросился к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину и со словами: «довольно крови» три раза полоснул картину ножом. Все это совершилось так быстро, что служитель, который следил за Балашовым и тут же бросился на него, не успел предотвратить удар ножом по картине, а только успел его обезоружить, когда разрезы были уже сделаны. Сумасшедшего сейчас же задержали и отвели в контору галереи до прибытия полиции. В конторе он все время сидел в крайне подавленном состоянии духа, неоднократно повторяя: «Господи, что я сделал», и закрывал лицо руками.
Немедленно в галерею прибыл попечитель ее И.С.Остроухов, который из осмотра картины убедился в возможности реставрации, благодаря тому, что разрезы продольные. И.С. Остроухов немедленно телеграфировал по этому поводу знаменитому художнику И.Е.Репину, прося его приехать и помочь в реставрации ценной картины. Вызвал И.С.Остроухов из Петербурга также известного реставратора Богословского.
Задержанный Балашов был допрошен помощником начальника сыскной полиции Андреевым, при чем давал ответы частью здравые, обдуманные, частью совершенно бессмысленные, и допрашивавшие его вынесли впечатление, что он во всяком случае человек ненормальный. Балашова сейчас же поместили в центральном полицейском для душевно-больных покое в целях исследования его умственных способностей.
Любопытно отметить, что сестра Балашова, Иевлева, также душевнобольная и содержится в городской Алексеевской психиатрической больнице, где умер их брат Николай. На допросе Балашов объяснил, что он давно задумал изрезать картину. Вид у Балашова странный: не смотрит в глаза, говорит медленно, как бы подыскивая слова.
Что касается личности Абрама Балашова, то он оказался старообрядцем, чем и объясняется, что он остановился перед картиной Репина (опечатк. – Сурикова) «Боярыня Морозова». Отец Балашова - богатый человек, имеет дом в Кладбищенском пер., он также иконописец по ремеслу. Живет он по старому завету и держит свою семью в большой строгости, стесняя ее в денежных средствах. Молодой Балашов служил в магазине Вострякова, торгующего старыми картинами и киотами. Когда молодой Балашов пришел в Третьяковскую галерею и остановился перед картиной «Боярыня Морозова», он показался подозрительным служащему Шейко, который стал за ним следить. Когда оба пришли в зал, где висят картины Репина, Шейко следовал за Балашовым на некотором расстоянии. Когда Балашов бросился к картине, то кроме слов: «Не надо крови», прокричал: «Довольно смертей, довольно крови». При попытке нанести картине четвертый удар, Шейко схватил Балашова. Удары были так сильны, что нож вонзился в перекладину подрамника. Все порезы вертикальные и параллельны между собой. Они имеют зигзагообразный вид.
Ширина порезов - 1 дюйм. Самый большой порез идет из-под левого глаза царя Иоанна, минуя нос, который только немного задет, и уничтожает прав глаз царевича. Два другие пореза идут по правой щеке царя Иоанна. Вслед за поднявшейся суматохой в зал прибежал другой посетитель, бывший в соседнем зале, и на вопрос его: «Что вы сделали?» Балашов опять отвечал: «Довольно крови». Оказалось, что нож он купил сегодня в магазине Роберта Кенца. Представителям печати не показали картины, так как зал, в котором она находится, был немедленно изолирован запасными железными дверями. Фотограф галереи успел сделать снимок. Все сходятся однако на том, что реставрация вполне возможна. Репин прислал телеграмму, извещающую, что завтра утром он прибудет в Москву.




А.А.Балашов, изрезавший картину Репина.
Фото из газеты "Раннее Утро"

http://starosti.ru/archive.php?m=1&y=1913

И.Е.Репин в Третьяковской галерее.

      Вчера утром (18(31). 01.1913 года) прибыл в Москву И.Е.Репин. Приезда Репина в Третьяковской галерее ожидают с нетерпением.
Всех волнует одна мысль: как художник встретится со своим изуродованным детищем-картиной? Людям, знающим И.Е., хорошо известна нежная любовь его к своим работам.
В канцелярии собралась небольшая группа художников, служащих и причастных к галерее лиц. Распахивается дверь из вестибюля ина пороге появляется И.Е. Первыми его словами были:
        - Где моя картина, где она?..
Служители открывают вход в зал заседаний попечительного совета, где временно помещена картина. Репин ступает твердыми шагами, на момент приостанавливается, но затем делает как-будто усилие и входит в зал. Репин с минуту стоит как окаменевший. Потом начинает метаться перед изуродованным полотном.
     - Боже, какой ужас, какое несчастие, - говорит он в отчаянии.
Кто-то просит И,Е, успокоиться, сесть в кресло.
     - Нет, я уже сидел, спасибо.
     - Что же это такое? Да, ведь, это же непоправимо, - обращается И.Е. к И.С. Остроухову.
Проходят томительные минуты, Наконец И.Е. соглашается, что повреждения все же поправимы.
Художник будет реставрировать пострадавшую картину лично. Механические повреждения холста будут исправлены реставратором г. Богословским путем дублирования.




Разрезанная картина И.Е.Репина «Иоанн Грозный и сын».
С фот. С.Г.Смирнова. («Новое Время»)



А.А.Балашов, изрезавший в Третьяковской галерее картину И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», до сих пор еще находится в центральном приемном покое для душевно-больных. Настроение больного чрезвычайно переменчивое. То он начинает страшно нервничать, оставляя полное впечатление душевно-больного, то внезапно успокаивается и тогда производит впечатление здорового человека.
Хотя центральный приемный покой - учреждение, где душевно-больные находят только временный приют, однако, до сих пор срок пребывания Балашова в приемном покое не определен.
Если бы было начато судебное следствие, то Балашова отправили бы и в московскую окружную психиатрическую лечебницу. Но до сих пор никакого судебного дела против преступника не возбуждено. Вероятно, через несколько времени Балашов будет помещен в одну из городских больниц.
Собственно говоря, формальных поводов к насильственному заключению Балашова в психиатрическую лечебницу в данном случае нет. Болезнь его такого рода, что если бы отец пожелал взять сына на поруки, никто не мог бы этому воспрепятствовать.
Балашов не такой больной, чтобы пребывание его могло быть признано безусловно опасным для окружающих.
Но, конечно, в виду исключительных обстоятельств, врачи употребят все усилия, чтобы Балашов был изолирован в лечебнице.
Таково мнение врачей-психиатров, имевших возможность ознакомиться с болезненным состоянием Балашова.

К приезду реставратора.

      Вчера И. С. Остроуховым получено из Петербурга письмо от художника Д.Е.Богословского, которому Третьяковской галереей поручено исправить повреждения картины И.Е.Репина.
Г. Богословской сообщает, что 22-го января его мастерскую, в Петербурге, посетил И.Е.Репин. Беседа шла исключительно о способах реставрации картины. Затем Репин вместе с Богословским посетил его реставрационную мастерскую при Русском музее имени Императора Александра III, где знакомился с готовыми уже работали Д.Е.Богословского.
В заключение свидания И. Е. сказал:
        — Теперь я совершенно спокоен и верю в полнейшее исправление картины.
Д.Е.Богословский сообщает, что прибудет в Москву сегодня, вместе с своим помощником.
Как предполагает исполняющий обязанности попечителя галереи И.С.Остроухов, реставратор тотчас же по приезде примется за восстановление холста изуродованной картины.
Для работ г. Богословскаго отведен большой зал заседаний попечительного совета. Готова и громадная полированная мраморная доска для нивелировки краев порезов восстановляемой картины.
Процесс восстановления холста, грунтовки и «сглаживания» механических повреждений, по отзывам компетентных лиц, займет не менее месяца, после чего в Москву прибудет сам И.Е.Репин для заполнения на своей картине повреждений в живописи.

Реставрация картины И.Е.Репина.

      Вчера с утренним поездом Николаевской жел. дороги приехал из Петербурга в Москву известный художник-реставратор Д.Ф.Богословский, который взял на себя ответственный труд по реставрированию изрезанной А.А.Балашовым знаменитой картины И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын».
Вчера же г. Богословский был в Третьяковской галерее и начал подготовительные работы. Искалеченный холст снят с подрамника и растянут на специально изготовленной доске.
В виду того, что краски на картине страшно засохли и затвердели, г. Богословский прежде всего намерен особым составом размягчить их, сделать грунт эластичным. Затем уже под разорванные места будет подводиться новое полотно.
После дублирования останется самая трудная часть работы—загрунтовка. Реставрация потребует, по всей вероятности, 3—4 недель кропотливой работы.
Г. Богословский работает со своим помощником.

Спрос на открытки.

В течение 10 последних дней в Петербурге раскупили все открытки с репродукцией картины И.Е.Репина, изрезанной в Москве. Оптовые торговцы открытками заброшены заказами по телеграфу из провинции, при чем дают двойную цену.

Реставрация картины И.Е.Репина.

      Гениальная картина великого И.Е.Репина «Иоанн Грозный убивающий своего сына Иоанна», порезанная душевно-больным Балашовым, теперь тщательно реставрируется в особом помещении, отведенном при
Третьяковской галерее.
Известный реставратор Богословский энергично принялся за починку прорезанных мест в картине. Холст снят с подрамника и на больших бумажных листах растянут на полу. Несколько опытных помощников с необыкновенной тщательностью приготовляют особые пластыри для заклейки прорезов. Швы прорезов будут потом зашпаклеваны особой смесью, поверх которой сам автор пропишет поврежденные места.

Реставрация картины Репина.

      Работа по реставрации картины Репина идет усиленным темпом. Вчера был особенно серьезный день для работы—«большой день», как выразился художник-реставратор Богословский. Картина была перенесена на новый холст и натянута на специально заказанный подрамок со щитами. На этом подрамке картина будет настолько прочна, что ее нельзя будет прорезать даже с обратной стороны. Весь процесс дублирования прошел весьма благоприятно. Теперь потребуется несколько дней для просушки полотна, a затем уже Репин нанесет свежие краски. Виновник порчи картины Балашов продолжает находиться в центральном приемном покое для душевно-больных.
Ведет он себя тихо и чувствуете очень угнетенным. Его посещает отец. На днях он будет переведен в городскую больницу.

Реставрация картины И.Е.Репина.

Реставрация знаменитой картины И.Е.Репина-—«Иван Грозный и сын его Иван», изуродованной Балашовым, близится к концу. Художник Д.Ф.Богословский, приглашенный для исправления механических повреждений картины, рассчитывает закончить все работы, не позднее субботы, текущей недели. Картина уже дублирована на новый холст и вчера натянута на новый подрамок.
Исправление можно считать удавшимся. Механическая повреждения совершенно уничтожены, от них не осталось и следа. Остались лишь пробелы на тех местах, где краска от силы удара отвалилась.
Исполняющий обязанности попечителя Третьяковской галереи И.С.Остроухов, только-что возвратившийся из Петербурга, где он виделся с И.Е.Репиным, сообщает, что И.Е. прибудет в Москву в середине февраля для завершения работ по реставрации.

Репин перед судом «Бубнового Валета».

      Сегодня в аудитории Политехнического музея состоялось собрание «Бубнового Валета» по поводу картины Репина «Иоанн Грозный». Огромный зал был переполнен публикой. В числе присутствовавших находился и И.Е.Репин. Собрание началось вступительным словом Марка Волошинова (Макса Волошина –С.С.) по поводу картины Репина. Волошинов говорил, что Репин в своей картине переступил рубежную грань и нашелся ценитель, который ее изрезал. Этот ценитель — Абрам Балашов. Волошинову картина Репина не по душе; он находит, что самые потоки крови на ней неестественны, и напоминает, что проф. Зернов и проф. Ланцев в Петербурге в свое время, когда была написана картина, утверждали, что от тех поранений, который получил царевич, кровь но могла течь в таком изобилии. По мнению Волошинова, картине Репина, которая конечно должна быть исправлена, место не в национальном музее, а в паноптикуме. Но если уж ее желают оставить в Третьяковской галерее, то пусть ее поставят в отдельную комнату и напишут: «Вход только для взрослых». Волошинов закончил свою речь утверждением, что он не знает, Репин ли - жертва Балашова, или Балашов — жертва Репина, так как давно можно было ожидать такого эксцесса при грубости картины. Репин попросил слова. Художник протестовал против разбора его картины по косточкам с техни- (ческой стороны? - страница оборвана. –С.С.
(Крити-)куют, не заглядывая в душу его произведения. Видят кровь, но не видят, как на лице Иоанна Грозного с ужасом смешана, любовь к убитому сыну, не видят слезинки на глазах царевича, которая говорит о прощении и о примирении. Между прочим, Репин опять вернулся к тому, что весь поход против его картины - это дело партии, и результатом агитации этой партии является и подвиг Балашова. Эта партия открыто высказывается против всего русского, против всего национального. Речь Репина была покрыта частью аплодисментами, частью свистками. Репин ответил, что раз ему свистят, то он продолжать своей речи но будет. После Репина говорили целый ряд других ораторов из «Бубноваго Валета», но речи их были совершенно неинтересны.

2001-439 (357x550, 28Kb)

Диспут «бубновых валетов».

(Вчера в Политехническом музее.)

        В большой аудитории музея собрались «бубновые валеты»:
Развенчивать Репина.
Гостящий сейчас в Москве И.Е. пожелал присутствовать при «надругании» над ним.
Вошел в аудиторию в сопровождении реставратора Д.Ф.Богословского, художннков И.К.Крайтора и Комаровскаго. Скромно занял место на одной из верхних скамей амфитеатра. Добродушно улыбаясь, слушать доклад...
Трудную задачу «разъяснить» Репина взял на себя Максимилиан Волошин. Докладчик вначале же отмежевался от «валетов».
Но общий «врага» нашелся:
Картина Репина «Иоанн Грозный».
        — В то время,—утверждает М.Волошин,-—как новая живопись, начиная с импрессионизма, реалистична, творчество Репина остается натуралистическим. А натурализм при изображении ужасного только повторяет несчастные случаи, копируя их.
        — Не Репин—жертва Балашова, —восклицает докладчик,—а Балашов—жертва репинской картины.
И с пафосом заканчивает:
        — За 30 лет картина Репина принесла много вреда. И надо докончить дело, начатое Балашовым, не в смысле физического уничтожения картины, конечно. Ей не место в национальной картинной галерее! Третьяковская галерея поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала ее в большой паноптикума!.. В отдельную комнату с надписью: «Вход только для взрослых!..»
        — Прошу несколько слов!—поднимается с места И.E.Репин.
Взволнованно, с дрожью в голосе говорит старик:
        — Я не потерял времени, слушая автора. Человек образованный, интересный лектор, много знаний... но... тенденциозность, которой нельзя перенести. Я удивляюсь, как может образованный человек повторять весь слышанный вздор.
Размахивая блокнотом, И. Е. опровергает обвинения в исторических и психологических неверностях картины.
И с обидой протестует:
        — Передать картину в паноптикум — мысль, безнравственная для русского человека... Неправда, что говорят о картине. Наоборот, я наслушался столько хорошего о ней и странно мне, что русские люди хотят довершить деяние этого глупца Балашова. Я не подозреваю автора, в том, что он идеть по следам скверных источников...
Легкое шипенье прерываешь И.Е.
Обиженный художник обрывает речь и садится.
Аплодисменты долго не умолкают в аудитории.
С трудом удается поднявшемуся на кафедру оратору овладеть ее вниманием.
Прения проходят под непрерывные хлопки и свистки. Хлопают сторонники «валетов», волнуются и кричать их противники.
Сплошной хаос.
«Экзотическое» настроение долго не пропадает.




Максимилиан Волошин, громивший Репина на диспуте. На фотографии он изображен в «костюме богов». В таком виде он гулял в течение прошлого лета в Крыму, где этот снимок и сделан.
«Раннее Утро» 28(15) февраля 1913 года.


http://starosti.ru/archive.php?m=2&y=1913

P.S. И.Е. Репин специально приехал из Куоккалы, чтобы восстановить картину. Но со времени создания картины прошло уже почти три десятилетия, за это время изменились и художественная манера И. Репина, и трактовка им цвета. Художник ничего не стал восстанавливать, а заново написал голову царя в манере, свойственной ему к 1913 году. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. Через несколько часов Игорь Грабарь, возглавлявший Третьяковскую галерею, увидел на полотне свежие еще краски. Его решение по своей смелости было просто дерзким. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и "заправил", как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком.
Через несколько месяцев И.Е. Репин вновь оказался в Третьяковской галерее, долго стоял перед своей картиной, но так ничего и не заметил.

Tags: интересное, история, старые газеты
Subscribe
promo rodich2007 april 28, 2013 07:02 1
Buy for 10 tokens
Пока не занято
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment