rodich2007 (rodich2007) wrote,
rodich2007
rodich2007

Categories:

Звезда из прошлого - Николай Карлович Милославский (1811–1882)

Николай Милославский

Николай Карлович Милославский (настоящая фамилия Фридебург, 1811–1882) – известный русский актёр, режиссёр и антрепренёр.

Родился Николай Карлович Милославский 19 (7 по старому стилю) мая 1811 года в дворянской семье. Служил в кавалерии офицером. Свою сценическую карьеру он начал в 1837 или 1838 году в Петербурге, но потерпел неудачу: столичные зрители не приняли молодого актёра. Зато театры других городов встречали его рукоплесканиями: он работал на сценах Москвы, Одессы, Саратова, Нижнего Новгорода. Попытки поступить в труппу императорского театра он не прекращал, но они, увы, оставались безуспешными. В Александринский театра в Петербурге он пробовался трижды: в 1838, 1858, 1860 годах – все три раза впустую. В те годы там господствовал другой яркий артист Василий Васильевич Самойлов, представитель известной актёрской династии Самойловых. Зато в 1859 году Милославского опять приняла Москва – он играл на сцене Малого театра. В том же 1859 году он вновь выступал в Санкт-Петербурге, но в императорскую труппу так и не был принят. До 1880 года Николай Карлович был признанным актёром на сценах провинциальных театров. Одновременно стал заниматься антрепренёрской деятельностью и содержал антрепризы в Туле, Казани, Киеве, Одессе, Калуге.

В 1857 году в антрепризе Милославского в Казанском театре впервые была поставлена пьеса А.Н. Островского «Доходное место».

А в начале 1859 года он дебютировал на саратовской сцене в «Свадьбе Кречинского», где играл самого Кречинского, а его партнером был другой прославленный актёр Пётр Михайлович Медведев, выступивший в роли Расплюева. На дуэт двух великолепных мастеров сбежался весь театральный Саратов.

Среди провинциальных актёров Милославский выделялся: он был очень образованным человеком, его персонажи отличались изяществом и благородством сценической манеры, а высокий профессионализм и вкус никогда не подводили артиста на сцене. И публика этого не могла не оценить: щедрые аплодисменты и постоянные цветы от зрителей были тому подтверждением. В игре Милославского проявлялось влияние школы Каратыгина, позднее соединившееся с чертами психологического реализма. На провинциальные сцены русской глубинки он нес высокий уровень драматургии, тщательно подбирая репертуар. Среди сыгранных ролей: Гамлет и Лир, Чацкий и Кречинский, Ришельё и Шейлок. Он играл в пьесах Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера.

В развитии театров провинции Милославский внес огромный вклад и оставил заметный след в её общей культуре. В 1875 году он стал инициатором создания в Одессе Русского театра, существующего и поныне – сейчас это Одесский русский драматический театр имени А. Иванова.

А ещё Милославский славился своими яркими остроумными шутками: его острословие было широко известно, он мог едко ответить на неумную критику, да так, что критикан не знал куда деваться. Однажды в Одессе произошел такой случай. В ходе действия в пьесе один из персонажей должен был выехать на осле. Милославский как режиссёр прекрасно понимал, что настоящего осла на сцене не будет, и негде его взять, да и совершенно ни к чему. Не этим важна и интересна пьеса. Однако рецензент Р., желая блеснуть эрудицией, обвинил Милославского к пренебрежению к драматургии. Николай Карлович разозлился на напыщенного журналиста и послал в газету приглашение: «Господина Р. просят посетить второе представление пьесы (название), и тогда в театре непременно будет осел!».

Однажды он играл в одном из южных городов какую-то старую комедию… Актер, исполнявший роль дядюшки, вышел на сцену и, обращаясь к Милославскому, произнес:
– Я твой дядюшка… фамилия моя…
Актер забыл фамилию и не мог расслышать суфлера.
– Фамилия моя… Окуньков!
Милославский посмотрел на него и ответил:
– Вы ошиблись… Вы приняли меня за другого… У меня никогда не было дядюшки Окунькова.
– Но позвольте…
– Если не верите, то посмотрите хоть в афише.
Актер до того сконфузился, что убежал со сцены при громком хохоте зрителей.

А это заметка из газеты 1911 года

Смотрел пьесу Чехова в одном из увеселительных садов второго сорта.
Акты играли «в полутонах» и публика, стоявшая за забором, выражала протесты.
        - Громче! – раздавались голоса.
Известный мастер на экспромты, покойный Н.К.Милославский, наверно отпарировал бы этот протест каким-нибудь остроумным замечанием.
Однажды в Харькове, он играл в таких же условиях. Вход в сад стоил 30 коп., «с правом смотреть пьесу», как сказано было в билете.
Публики набралось видимо-невидимо. Все деревья были унизаны зрителями, за 30 копеек.
Милославский играл старика. В последнем действии он умирает и говорит едва слышно.
        - Громче! – послышались крики заборной публики.
Милославский подошел к рампе и, обращаясь в сторону, откуда кричали, сказал:
        - Я умираю и не могу говорить громче. А вы, милостивые государи, платили 30 копеек «смотреть», а не слушать!
Гром аплодисментов покрыл слова находчивого артиста...

Случалось Милославскому шутить и вне стен театра, и вот тому пример.

В Самаре, где он поправлял здоровье кумысом, имелась лотерейная лавочка, в которой разыгрывались дорогие и дешевые вещи, купить их было нельзя, только выиграть по лотерейным билетам, которые продавались здесь же. Приказчик-мошенник по-настоящему разыгрывал только дешёвые предметы. Дорогие же оставались в неприкосновенности. Николай Карлович среди представленных вещей обратил внимание на несколько ваз, уж очень ему понравившихся, и решил перехитрить мошенника. Он сам смастерил лотерейный билет, на котором проставил номер понравившейся вещички, и отправился в лавочку в тот час, когда там было многолюдно. Дождавшись своей очереди тянуть билет, актер «вытянул» свой собственный, с нужным номером. Приказчик был в недоумении – ведь он-то хорошо знал, что билета с таким номером в лотерейном колесе не было. Но что было делать – в лавочке полно людей, не уличать же в махинациях посетителя, признаваясь тем самым в собственном мошенничестве. Лавочник, смутившись, тут же взял себя в руки, виду не подал и даже поздравил «счастливчика» с выигрышем. Николай Карлович принял из его рук свою желанную вазу и отправился домой, пообещав напоследок зайти ещё и снова что-нибудь выигрывать. Приказчик бросился за ним и, нагнав, спросил, как ему удалось выиграть вазу:
– Господин Милославский, мне не жаль ваз, но скажите, пожалуйста, как вы выиграли?
– Очень просто: заплатил вам двугривенный, полез в колесо и вытащил из него десятый номер, – ответил, нисколько не смущаясь, артист.
– Не может этого быть!
– Почему? – якобы искренно удивился Милославский.
– Потому что, признаюсь вам откровенно, этого номера у меня в колесе не было, – выпалил приказчик.
– Откровенность за откровенность. Так уж и быть, тоже признаюсь: этот номер я подделал.
– Но ведь это подлость! – воскликнул мошенник в порыве отчаяния.
– А с твоей стороны разве не подлость выставить на соблазн хорошие вещи и не пустить их в лотерею?!
– Я про них случайно забыл, – нашелся лавочник.
– Ну, а я тебе умышленно о них напомнил, – ответил артист.

Умер Николай Карлович 24 (14 по старому стилю) января 1882 года. Хоронили его, как и положено актёру, под аплодисменты. Венки из живых цветов принесли на его могилу благодарные зрители.

http://starosti.ru/archive.php?m=7&y=1911

http://mir-interesnogo.ru/akter/miloslavsk_n_k.html

Tags: актеры, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo rodich2007 april 28, 2013 07:02 1
Buy for 10 tokens
Пока не занято
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments