rodich2007 (rodich2007) wrote,
rodich2007
rodich2007

Category:

Имя с открытки - Виктор Карлович Штембер



 

В канун пятидесятилетия Виктора Карловича Штембера (Штемберга) в Санкт-Петербурге в залах Императорского общества поощрения художеств открылась его юбилейная выставка, свидетельствовавшая о незаурядном даре художника-портретиста. Среди более ста портретов, экспонировавшихся на выставке, интерес представляли и изображения членов императорской семьи, и "особ, приближенных к императорскому дому", и многочисленные обобщенные портреты испанок, итальянок, цыганок, гречанок, портреты незнакомок, простолюдинок, современников и современниц, автопортреты. Небольшую часть показанных на выставке работ составляли пейзажи и натюрморты, оттенявшие мастерство портретиста.

Штембер (Штемберг), Виктор Карлович (1863 – 1921) – живописец, портретист, мастер изображения обнаженной натуры. Обучение же Штембера мастерству портретиста было непродолжительным. Первоначальное образование Виктор Штембер получил в двухклассном реальном училище при евангелической лютеранской церкви святого Михаила в Москве с 1879 по 1881 год. Известно, что в течение двух с небольшим лет (1881-1883) он был вольноприходящим учеником Академии художеств, сначала по архитектуре, затем по живописи. Экспонировал четыре картины на академической выставке 1889 года. Затем он совершенствовал свое мастерство за границей. Учился в Парижской Академии у Бугро и Робера Флери. С 1888 года выставлялся в парижском Салоне, будучи постоянным участником выставок Товарищества художников в Санкт-Петербурге, проживал в Москве, в Сущево, на Тихвинской улице, в доме Денисова.
Член-учредитель Санкт-Петербургского общества художников и Общества им. А.И.Куинджи. В его полотнах старые академические традиции соединились с тенденциями символизма и модерна.
С помощью холста и кисти он воспевал красоту природы России, деревенской жизни, русских женщин и принадлежал к группе художников салонного академизма. "Пленниками красоты", "беспечальными художниками" называли их представители реалистического направления. С целью "...содействие развитию и распространению искусства в России, устройства выставок в России и за границей..." ими было образовано Товарищество художников. В своих мастерских они создавали поражающие совершенством рисунка произведения, организовывали и проводили выставки, участвовали в работе благотворительных обществ.
Произведения художника поражают разнообразием жанра. Большая часть посвящена детской тематике. Сегодня его произведения позволяют получить представление о духовном мире, среде обитания ребенка на границе двух веков. В своих произведениях Штембер декларирует отношение к детству как к важному периоду в жизни человека и дает возможность ощутить дух эпохи, в которой проходило детство как знаменитых представителей дворянских родов, так и неизвестных детей из глубокой провинции. Детей здоровых, сытых, рожденных в любви и для будущей счастливой жизни.
В его московскую мастерскую стремились попасть все знатные люди того времени. Каждый хотел видеть в своем доме или дворце произведения, превосходящие по красоте холсты, что развешаны у его друзей, родственников, соседей. Штембер писал портреты Романовых, Шереметьевых, Юсуповых и многих других знаменитостей.
В 1999 году филиал Государственного музея А.С.Пушкина Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате получил в дар через журнал "Наше наследие" портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, в составе других фамильных реликвий. Выбор дарителя был связан с тем, что Маргарита Кирилловна была адресатом лирики поэта, предметом его юношеского увлечения.
Портрет М.К.Морозовой не имеет подписи, но по семейным сведениям, он выполнен В.К.Штембером и относится, вероятно, к самым первым годам замужества Маргариты Кирилловны. На этом портрете она еще совсем юная, в бальном платье, с веером, безо всяких украшений, с прической в греческом стиле. Нет поражавших всех огромных бриллиантов, нет даже нитки жемчуга. Тонкая ткань платья на атласном чехле, написанная мягко и словно размыто, контрастирует с насыщенным и глубоким фоном. Невольно вспоминаются слова Федора Августовича Степуна: "Почему-то Маргарита Кирилловна мне неизменно видится в серебристо-лиловых, зеленовато-лунных тонах перламутровой гаммы. Писать портрет ее было бы всего лучше пастелью". В цветовой гамме портрета присутствует влияние импрессионистической школы, но четкость рисунка нигде не допускает утраты формы. Глаза, которые Андрей Белый называл "ослепительными, с отблеском то сапфира, то изумруда", особенно привлекали художников. И литературные портреты Маргариты Кирилловны абсолютно точно совпадают с ее живописными изображениями: "Подчеркнутая темными бровями чернь длинных ресниц придавала им в сочетании с синеватым отливом белка какую-то особую стальную переливчатость. Такие типично русские серые глаза бывают особенно хороши в гневе и скорби", - продолжал Степун. Дата исполнения портрета неизвестна, так как подпись должна была находиться в нижней части холста, но холст обрезан. Портрет был уменьшен владельцами, возможно, при переездах на новые, все более тесные квартиры. Сначала его пытались закрепить на овальный подрамник, а затем живопись загнули на оборот подрамника от другого портрета, гораздо меньшего по размеру. Однако дату примерно можно определить как 1893 год, так как на III выставке картин Санкт-Петербургского общества художников, состоявшейся в Москве в 1894 году не позднее марта, в каталоге под № 1 значится портрет г-жи Морозовой (без инициалов). Но есть свидетельства, что экспонировался портрет Маргариты Кирилловны. К сожалению, каталоги тех лет редко бывали иллюстрированными. Остается надеяться, что портрет все-таки воспроизводился в печати.
После революции, 1917 года, Виктор Штембер остался в России. Он переезжает в Петроград. Происходящие события подрывают его здоровье. В перерывах между болезнями он создает портреты. Среди заказчиком - партийные руководители, коммерсанты. В марте 1920 он утверждается художником Владимира Ильича Ленина. Ему поручают создать два портрета Ленина. Состояние здоровья становилось хуже. Он покидает Петроград, переезжает в Нахичиван. В наше время этот город стал частью Ростова. Он был образован донскими армянами - беженцами из Армении. В середине 19 века здесь жил отец художника - Карл Штембер - управляющий Ростовским отделением Российского страхового общества по страхованию жизни и от несчастных случаев. "Мои руки испытывают зуд без работы" - пишет художник. Он рисует портрет девочки, дочери соседа. Это было последнее произведение - 11 января 1921 года Виктор Карлович Штембер покинул этот мир.
Растущий интерес коллекционеров к произведениям салонной живописи назван причиной громкого преступления в Среднем Прикамье. В музейном комплексе «Дача Башенина», куда в 1940-х была эвакуированы архивные коллекции из Ленинграда, в 1999 году злоумышленники похитили «Пейзаж» Штембера. В спешке преступники не церемонились с произведением искусства, вырезав холст из рамы, в которой картина висели на стене. Произведение объявлено в международном розыске.

http://www.serednikovo.ru/history/stember/Stember.html

http://www.grandart.org/index.htm









































Tags: Штембер, живопись, художники
Subscribe

promo rodich2007 april 28, 2013 07:02 1
Buy for 10 tokens
Пока не занято
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments