rodich2007 (rodich2007) wrote,
rodich2007
rodich2007

Categories:

ТОСКА Дж. Пуччини


  (448x700, 94Kb)

14 января 1900 года в Риме в Театре Костанци состоялась премьера оперы Дж.Пуччини "Тоска". 
Одиннадцатью годами раньше в Милане тридцатилетний композитор увидел великую трагическую актрису Франции Сару Бернар в "Тоске" - спектакле по пьесе их современника французского драматурга Викторьена Сарду. Опьяненный "божественной Бернар", Пуччини писал своему издателю Джулио Рикорди: "Думаю о "Тоске"! Умоляю вас проделать все необходимые формальности, чтобы получить разрешение Сарду раньше, чем вы оставите эту идею, что очень огорчило бы меня, потому что именно в "Тоске" я вижу оперу для себя - не чрезмерных размеров, не пышный спектакль; это не тот сюжет, который мог бы дать место привычному музыкальному излишеству".

 

 (700x448, 108Kb)
 
В своей "Тоске" Сарду поддался моде на исторические сюжеты и обратился к событиям, реально происходившим в Италии в 1800 году. Драматург решил действовать по принципу, о котором Виктор Гюго остроумно заметил: "История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину". Известные либреттисты Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика, сотрудничавшие с Пуччини, поддавшись стремлению композитора, сделали из драмы оперу, хотя в процессе работы все больше убеждались в бесплодности попыток привести ходульный сюжет в соответствие с великолепной музыкой. Ситуацию осложнял и Сарду, в отличие от Пуччини, настаивавший на трагической развязке. Победа драматурга в этом споре ознаменовалась знаменитым самоубийством Тоски в финале.

 (446x699, 97Kb)
 
В дальнейшем несовершенство либретто, страдавшего отсутствием четких драматических мотивировок поступков героев, неоднократно вменялось в вину Пуччини. Публика и критика римскую премьеру оперы приняли без восторга, впоследствии говорилось о недостаточной оригинальности мелодических идей, восходящих к предыдущим операм Пуччини, о звуковом и сценическом садизме (в особенности имелась в виду сцена пыток). Но и негативные черты выявили несравненное мастерство композитора, всегда способного произвести своим театром глубокое впечатление. Пуччини постарался ввести действие в звуковую, световую, цветовую и нравственную атмосферу Рима начала XIX века. Друг композитора дон Паникелли помог ему воссоздать подлинный звон колоколов в окрестностях замка Сант-Анджело и совместно с жителем Лукки Альфредо Вандини, тоже другом композитора, сообщил ему стихи старинной народной песни (песни пастуха). В образе Рима много вымышленного, но и привлекательного в смысле изображения исторической обстановки. "Тоска" по сей день является одной из самых исполняемых опер мира. В главной партии выступали Мария Каллас, Рената Тебальди, Галина Вишневская, Каварадосси пели Энрико Карузо, Джузеппе ди Стефано, Марио дель Монако, барона Скарпья - Джузеппе де Лука, Титта Руффо, Тито Гобби.

 (699x443, 137Kb)
 
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
Действие происходит в Риме 17-18 июня 1800 года.
 
Действие I
Ранним утром, когда церковь Сант-Андреа делла Валле в Риме еще закрыта для верующих, в нее тайком пробирается бежавший из тюрьмы политический заключенный Чезаре Анджелотти. Здесь, в фамильной капелле его сестры маркизы Аттаванти, спрятана женская одежда, в которую он должен переодеться и бежать из Рима от преследования начальника римской полиции барона Скарпья. В церкви работает художник Марио Каварадосси. Ризничий, который ему прислуживает, потрясен - так изображенная на полотне кающаяся грешница Мария Магдалина напоминает маркизу Аттаванти, молившуюся вчера в храме. Не кощунственно ли воскрешать в образе святой земную красоту прихожанки?

 (699x448, 108Kb)
 
Когда ризничий уходит, Каварадосси видит прячущегося в церкви Анджелотти. Он хочет помочь беглецу, но его окликает пришедшая в церковь Флория Тоска, знаменитая певица и возлюбленная художника. Анджелотти снова прячется в капеллу. Вошедшая Тоска в гневе и замешательстве: с ее Марио кто-то был. Ей кажется, что она явственно слышала шелест женского платья… Каварадосси убеждает Флорию, что верен ей. Тоска пришла договориться с Марио о вечерней встрече: сегодня после спектакля они смогут провести вечер вместе. Но рассеянность Каварадосси вновь вызывает ревнивую подозрительность Тоски. Ревность переходит в уверенность в измене, когда в Магдалине Тоска узнает маркизу Аттаванти. И снова художнику стоит большого труда убедить Флорию, что лишь она одна владеет его сердцем. Тоска уходит.

 (450x699, 105Kb)
 
Каварадосси возвращается к Анджелотти и предлагает ему пройти глухой тропинкой в дом, предназначенный для тайных свиданий художника и Тоски. На случай погони там можно спрятаться в колодце возле сада. Раздается выстрел тюремной пушки: бегство раскрыто. Каварадосси и Анджелотти спешат покинуть храм. Поэтому ризничий, имевший умысел огорчить художника известием о разгроме Бонапарта, никого не застает. Приходится поделиться новостью с шумной компанией певчих и мальчиков-учеников, заполнивших церковь.

 (699x445, 105Kb)
 
В церкви появляется начальник полиции барон Скарпья. С ним - полицейский Сполетта и несколько жандармов. Преступник может скрываться только здесь. Скарпья допытывается у ризничего, не видел ли он Анджелотти. Испуганный ризничий обнаруживает неопровержимую улику присутствия в храме постороннего: дверь в капеллу Аттаванти открыта, а корзина с завтраком Каварадосси пуста. Он точно знает, что Каварадосси отказался от еды. Скарпья догадывается, что Каварадосси помог бежать преступнику.

 (451x699, 108Kb)
 
Возвращается Флория Тоска. Скарпья решает разжечь в певице ревность и выведать у нее все, что она знает. Он намекает на любовную связь Каварадосси с маркизой Аттаванти. Скарпья показывает Флории веер с гербом Аттаванти, который обронил Анджелотти. Тоска в отчаянии устремляется в дом Марио, чтобы уличить его в измене. По ее следу Скарпья направляет жандармов. Теперь Анджелотти у него в руках, но есть еще одна цель у Скарпья - отправить в тюрьму Каварадосси. Ведь тогда Флория Тоска будет принадлежать ему!

 (699x445, 114Kb)
 

Действие II
Скарпья в своем кабинете, расположенном в верхнем этаже палаццо Фарнезе. Барон ждет Тоску. Она должна придти после того, как споет на балу торжественную кантату в честь победы над Наполеоном. Ожидания Скарпья оправдались: следивший за Тоской Сполетта обнаружил Каварадосси и арестовал его, но Анджелотти найти не удалось.
Вводят Каварадосси. Начинается допрос, который не дает результатов. Появившаяся Флория бросается к Марио и слышит: молчи! Скарпья отдает пленника палачу. Стоны Каварадосси заставляют Тоску выдать тайну, доверенную ей. Она называет место, где спрятался Анджелотти - в колодце в саду Каварадосси. Скарпья посылает Сполетту за Анджелотти.

 (699x445, 103Kb)
 
Жандарм Шарроне приходит с известием: в битве при Моренго войска Наполеона наголову разбили итальянских монархистов. Каварадосси не скрывает радости. Скарпья взбешен. Художника отправляют в темницу.
Тоска умоляет барона освободить Каварадосси. Скарпья, обещает помиловать художника, если Тоска станет его любовницей. Приход Сполетты и сообщение о том, что Каварадосси будет казнен на рассвете, решают дело: Тоска согласна… Взамен Скарпья приказывает Сполетте во время казни стрелять в Каварадосси холостыми патронами. Тоска требует свидания с Марио и пропуск, который поможет им покинуть Рим. Пока барон пишет, Тоска замечает лежащий на столе нож. Когда Скарпья направляется к ней, раскрыв объятия, Флория вонзает нож в его грудь.

 (451x699, 107Kb)
 
Действие III
Верхняя площадка тюремного замка Сант-Анджело. Светает. Слышится песня пастуха. Здесь ждет расстрела Марио Каварадосси. Он просит тюремщика о последней услуге - написать письмо любимой.
Вбегает Тоска. Она показывает Каварадосси пропуск, полученный от Скарпья. Тоска предупреждает Марио, что казнь будет мнимой. Появляются солдаты. Тоска следит за ними издали. Гремит залп и Каварадосси падает. Тоска бросается к нему, но он не откликается на ее зов… Марио мертв.
Врываются жандармы, обнаружившие, что Скарпья убит. Тоска бросается вниз с высокой крепостной стены…

 (700x448, 104Kb)

Художник METLICOVITZ

Tags: старинные открытки
Subscribe

promo rodich2007 april 28, 2013 07:02 1
Buy for 10 tokens
Пока не занято
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments